Роль игры в логопедической работе с детьми

   Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

   Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

   Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

   Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей отводится одно из первых мест. В связи с этим педагогам рекомендуется тщательно отбирать игры по их содержанию, уметь правильно руководить ими (даже в случаях самостоятельной игры ребенка), учитывать в них взаимоотношения детей, использовать игры как эффективную форму организации детской жизни.

   Как же используются игры в логопедической работе?

   Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов воспитателя в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа воспитателя в коррекционной группе нуждается в использовании игровых приемов в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

   Ведь дети логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются нередко от своих сверстников. Это наличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Со стороны умственного развития в тяжелых случаях мы наблюдаем иногда довольно значительное отставание как вторичное и временное явление.

   Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед воспитателем в его работе с дошкольниками.

   1. Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

   2. При проведении игры необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

   Последовательность коррекционной работы – главный принцип, которого необходимо придерживаться при подборе игр для логопедической работы с детьми.

   1. Подготовительные игры.

   Предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. На первом месте стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности:

   - сначала для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам: «Где позвонили?», «Скажи, что слышишь», «Тихо – громко!», «Кто что услышит?», «Жмурки с колокольчиком»;

   - затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего: «Угадай, чей голосок?», «Улавливай шепот», «Кто внимательный?», «Лягушка ».

   - после этого переходят к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова: «Где звук», «Кто больше?», «Кто больше слов придумает?», «Телеграф», «Отстукивание слогов», «Слова-перевертыши».

   К подготовительным относятся игры на развитие дыхания и голоса: «Узнай цветок», «Чей пароход лучше гудит», «Успокой куклу», «Эхо», «Вьюга», так как они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

   2. Игры для формирования правильного звукопроизношения могут быть использованы как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготовительных игр и упражнений. Для автоматизации и дифференциации шипящих звуков используются такие игры как: «Тишина», «Лес шумит», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Жуки», «Колечко». Для автоматизации и дифференциации свистящих звуков используются такие игры как: «Насос», «Сова», «Коза рогатая», «Не ошибись». Для дифференциации шипящих и свистящих звуков используются такие игры как: «Свистит- шипит», «Пчелы и комары», «Мяч». Для дифференциации звуков р,р, л,л используются такие игры как:»Лошадка», «Самолеты», «Знаешь ли ты эти слова».

   Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребенок должен узнавать и понимать те слова, которые он слышит, уметь подбирать слова для высказываний и правильно их употреблять. Для формирования понятия «слово» проводятся игры: «Сколько слов», «Кто это? Что это?», «Рассмотри картинки», «Кто что делает».

   Выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать предмет педагог одновременно стимулирует, активизирует употребление слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных: «Что такого же цвета», «Овощи», «Угадай, что это»; глаголов: «Поймай – скажи», «Что мы делаем», «Кто интереснее придумает»; числительных: «Один – много», «Считай дальше», «Прятки».

   Работа по формированию словаря открывает ребенку возможность для развития фразовой речи, так как умения выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказываний об этом предмете. При помощи стимулирующих вопросов («А какой это предмет?», «А что он может делать?», «А как он это делает?»), можно построить достаточно развернутое высказывание. В дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно.

   Логопедическая работа по развитию речи требует внимания и к формированию грамматического строя речи. В этой работе важно обратить внимание, как на связи слов, так и на участие в выражении этих связей служебных, в том числе и предлогов. В работе используются такие игры как: «Маленькое слово», «Что где растет», Какое слово пропущено», «Прятки».

   Работа над предложением начинается со знакомства с понятием «предложение». Предложение имеет линейную протяженность. В играх и упражнениях это подчеркивается и становится наглядным при выкладывании схемы из полосок бумаги. Закрепляются понятия: начало, конец, первое слово, последнее слово. В играх делается акцент на составление предложений и определение количества слов: «Как слова дружат», «Какое слово по порядку», «Предложения по картинкам».

Работа над предложением должна предусматривать два направления:

   - работу по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания. Эта работа предусматривает использование таких игр как: «Магазин», «Кто что любит», «День рождения», «Чей хвост». В ходе этих игр повторяются и закрепляются обобщающие понятия и пополняется активный словарь детей.

   - работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание. Эта работа предусматривает использование таких игр как: «Составь предложение», «Закончи предложение», «Магазин», «Кто у кого».

   При организации речевых игр и упражнений можно руководствоваться такими рекомендациями:Особенно важно обращать внимание на работу с диалогами, пересказом, составлением рассказов. Задавая образец, следует побуждать детей к поискам разных способов передачи сообщения на одну, и ту же тему, шире практиковать игры типа: «Продолжи рассказ», «Составь рассказ по началу», «Составь рассказ по началу и концу.

   - игры не должны, быть длительными по времени(5-10-15 минут);

   - они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом;

   - игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка. Поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

   - игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводиться в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха);

   - в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом использовать и двигательную активность;

   - в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;

   - в процессе игры педагог принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

   В каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным. При этом логопеды, воспитатели, руководствуясь логопедической целью , должны всегда иметь в виду воспитательные и образовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильное отношение ребенка к коллективу и к своему месту в нем.

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

   «Детский сад № 16 комбинированного вида»

   Виды игр и их значение

   в воспитании детей с речевой патологией.

   Выступление на методическом объединении

   воспитателей коррекционных групп

   Подготовила: Масина М.В.

   Рузаевка 2010г.

   Литература

   Леонова М.А., Крапивина Л.М. Послушный ветерок: Дидактический материал по логопедии. – М., 1999.

   Мусова И. Логопедические чистоговорки.- М.: Тандем, 1999.

   Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: Владос, 1994.

   Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления

   детей.- М.,1994.

   Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М., 2004.






Запишитесь на прием:

(057) 755-80-08

(063) 844-54-75

(096) 047-22-46

Мы в соц сетях:

English version