Конспект лекции доктора Брайана Кинга в Москве (2015 год)

   Первые упоминания о проявлениях аутистического спектра появились благодаря Жану Итару в ХVIII веке и описанному им поведению мальчика Виктора из Аверона. В то время подобное поведение называли «диким» и сравнивали с поведением животных. Примерно через 100 лет (1904 год) Мартин Барр описал случай молодого человека в возрасте 22 лет по имени Кирти, развитие которого соответствовало 5 годам. Известно, что при рождении у Кирти была голова очень больших размеров, до 16 лет он развивался нормально, а 4 года перенес эпилепсию.

Впервые термин «аутизм» применил Лео Каннер, охарактеризовал основные признаки синдрома:
1. Выраженный недостаток эмоционального контакта с другими людьми.
2. Навязчивое полное тревоги желание постоянства.
3. Зачарованность предметами, для обращения с которыми необходимы навыки мелкой моторики.
4. Мутизм (отсутствие речи) или своеобразная речь, не предназначенная для межличностного общения.
5. Сохранение умного или задумчивого выражения лица и хороший познавательный потенциал и необыкновенная память у детей, пользующихся речью, а у детей, которые не пользуются речью, - в тестах достижений.

   По наблюдениям Каннера внешне эти дети выглядели нормально, то есть не отличались от нормативно развивающихся сверстников.

   В отличие от Каннера (9 клинических случаев) Ганс Аспергер описал 200 случаев в клинике и рассматривал аутизм в определенной мере как расстройство личности.

Одно из самых подробных описаний характерных для аутизма особенностей принадлежит канадскому ученому Дэниелу Каппону (1953):
1. Межличностные (социальные отношения): слабая контактность или ее отсутствие, раздражительность, если мешают предаваться фантазиям или совершать компульсивные (навязчивые) действия.
2. Отношение к предметам: хорошее с некоторой эмоциональной контактностью; относительно свободная проекция фантазий и эмоций на предметы; отчаянная потребность сохранять единообразие в расположении игрушек, мебели, играх и т.д. поглощение деталями и игнорирование предмета в целом, так ребенок может злиться на ногу, которая наступила на один из его карандашей, но игнорировать владельца ноги.
3. Отношение к себе: трудность слияния идеи «я» с самим собой и часто неправильное употребление местоимения «я»: последующее искажение образа своего физического «я».
4. Общее психомоторное поведение: уровень сознания сохраняется в течение периода бодрствования; часто – гиперподвижность, но и мечтательность и отстраненность; обычно играет с предметами в скоординированной и длительной манере.
5. Настроение: бесстрастный, иногда крайне пугливый; низкий порог толерантности к фрустрации, холодный и удаленный.
6. Способность к волевому усилению: фантазийное мышление, часто опасные фантазии. Характерны буквальность и конкретность мышления. Присутствует недооценка общего смысла.
7. Речь: эхолалия; идиоглассия; речь не используется в первую очередь для общения, является механической и аффектной; буквальность предполагает использование большинства слов и предлогов, может присутствовать мутизм.
8. Феномен навязчивости состояния: выраженная цикличность слов и действий; отличная механическая память.
9. Познание: ясное и потенциально хорошее восприятие. Возможен парадоксальный феномен: чувство физической боли может иметь высокий порог, и боль нелегко вызвать, в то время как психическая угроза незначительной физической боли может привести к высокой степени эмоционального расстройства – страха.
10. Умственные способности: дефектность общей функции, особенно индуктивных рассуждений; озабоченность отвлеченными темами, неспособность к символизации. Оценка существующего потенциала невозможна из-за нарушения коммуникации.

   1977г. – Фрэнк Меноласино.
   1980г. – кардинальные изменения в научном подходе к психиатрической диагностике.
   DSM III (1980) – граница между шизофренией и аутизмом. Определяют с возраста 30 месяцев до 12 лет.
   Келли Элизабет – изучение психологических и неврологических аспектов аутизма.
   40% мужчин с ломкой Х-хромосомой получают диагноз аутизм. Но аутизм не имеет единой генетической основы.
   Наиболее важны факторы окружения, которые воздействуют на ребенка на ранних этапах.
   Уже на ранних стадиях развития эмбриона замечены изменения в нейронной активности мозга.
   Нет статистической зависимости от места проживания (региона) в американских исследованиях.

   В руководстве по психиатрической диагностике DSM-5 в группу «расстройство аутистического спектра» объединены аутистические расстройства, синдром Аспергера, PDD-NOS, CDD.


Расстройство аутистического спектра (РАС) по DSM-5

   Диагностические критерии                                            299.00 (F84.0)

А. Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в различных ситуациях, проявляющиеся в настоящее время или в истории развития

1. Дефицит социально-эмоциональной взаимности – от нарушений социальной дистанции и неспособности ведения обычного двухстороннего диалога до снижения способности делиться интересами, эмоциями или чувствами и т.д.
2. Дефицит невербального коммуникативного поведения, необходимого для социального взаимодействия; например, от недостаточно согласованной вербальной и невербальной коммуникации до нарушений зрительного контакта и языка тела либо дефицита использования и понимания жестов и т.д.
3. Дефицит развития, поддержания и понимания взаимоотношений; например от трудностей адаптации поведения с учетом различных социальных условий до затруднений при участии в игре, требующей задействовать воображение, или в установлении дружеских отношений и т.д.

В. Ограниченные повторяющиеся паттерны поведения, интересов и активностей, проявляющиеся в настоящее время или в истории развития в виде как минимум двух симптомов из перечисленных ниже:

1. Движения, использование предметов или речь в стереотипной или повторяющейся манере.
2. Стремление поддерживать разнообразие, жесткое соблюдение привычных процедур, ревностное следование выработанным моделям вербального или невербального поведения.
3. Жестко ограниченные, зацикленные интересы, аномальные по интенсивности или направленности.
4. . Гипер- и гипореактивность на сенсорное воздействие или необычная заинтересованность в сенсорных аспектах окружения.

С. Симптомы должны проявляться на ранних стадиях развития

D. Расстройство вызывает клинически значимые нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах

E. Эти расстройства нельзя объяснить интеллектуальными нарушениями (нарушения интеллектуального развития) или общей задержкой развития

   Неспособность поставить себя на место другого, которая выявляется с помощью тестов, например, теста «Салли и Энн», коробки с конфетами и шариками.

   Слабая центральная когерентность, то есть неспособность выделить важную информацию.

   При восприятии предметов и социальных раздражителей у пациентов с аутизмом слабее работает связь между областями мозга, с помощью которых распознаются эти раздражители. Особенно между теми областями, которые удалены друг от друга. То есть, в основе – аномальные связи мозга.

Выводы

   В основе функциональных нарушений и сопутствующих им изменений поведения при РАС лежат аномальные связи мозга, возможно, вторичные по отношению к аберрантным процессам на ранних стадиях развития.
   Обнаружены сниженные функциональные связи отделами височных долей, отвечающих за распознавание лиц, расширенной сетью, участвующей в распознавании лица.
   Обнаружены сниженные функциональные связи отделами височных долей, отвечающих за распознавание лиц, расширенной сетью, участвующей в распознавании лица.
   Большее нарушение социального поведения связано со снижением связей отделов височных долей, отвечающих за распознавание лиц, с амигдалой, а также увеличением связей отделов височных долей, отвечающих за распознавание лиц, и правой нижней лобной области.
   Аномальные нейронные связи, захватывающие лимбическую систему, могут приводить к наблюдаемым при РАС социальным нарушениям поведения.

   Система зеркальных нейронов (выражение эмпатии). При РАС – дефицит зеркальных нейронов.

   В будущем важнейшее значение будут иметь научные исследования в направлении понимания генетических основ аутизма.

Запишитесь на прием:

Мы в соц сетях:


English version