Аутизм. Что это?

   Аутизм-это психическое расстройство, которое проявляется в первые 3 года жизни ребенка. Заподозрить аутизм возможно уже в младенческом возрасте, однако окончательный диагноз реально установить, как правило, к 3-м годам. Несмотря на то, что за последние десятилетия накоплено достаточно много информации об этом расстройстве, до сих пор не найдены ни точные причины его возникновения, ни способы полного излечения.

   С большой вероятностью можно утверждать, что аутизм является самостоятельным расстройством, которое определяет и личностные особенности, и специфику функционирования мозга аутичного человека, и способы его мышления и адаптации и т.д.

   Аутизм это расстройство не только детского возраста, аутистические черты сохраняются в той или иной степени на протяжении всей жизни человека.

   Развитие аутизма не зависит от воспитания, национальности или места жительства ребенка. Конечно, поведение родителей, их характер, наличие способности и желания помогать своему ребенку имеют огромное значение для его развития и адаптации, т.е. особенности родителей конечно влияют на ход событий в той или иной степени, но очень важно понимать, что особенности воспитания или внутрисемейная ситуация не могут стать причиной возникновения аутизма.

   В настоящее время большинство специалистов в области детской психиатрии, неврологии и нейрофизиологии считает, что аутизм обусловлен генными мутациями с участием нескольких генов, что приводит к нарушению развития нейронов головного мозга.

   Основными последствиями таких мутаций являются специфические нарушения восприятия, познавательных процессов и социального поведения. Последние годы наблюдается рост аутистических расстройств во всем мире, по данным, опубликованным в декабре 2009 года американскими центрами по контролю и профилактике заболеваний каждый 110 ребенок (каждый 70 мальчик) Америки страдает расстройством аутистического спектра. В то время, как 20 лет назад статистика составляла 1 случай на 500 детей. Примерно такая же картина наблюдается и в других странах. Многие врачи считают, что увеличение количества случаев аутизма связано с улучшение диагностики и накоплении знаний об этом расстройстве. Однако столь стремительный рост заболеваемости все же нельзя объяснить только улучшением качества диагностики. Исследователи предполагают возможность существования еще дополнительных факторов, участвующих в возникновении аутизма, в частности, рассматриваются варианты сочетания генетического и социального факторов, но пока это предположение не нашло научного подтверждения.

   Аутизм называют первазивным, т.е. проникающим или общим расстройством развития, что означает нарушение всех сфер психической деятельности, включая особенности восприятия окружающего, речевого развития, эмоций, мышления, особенности контакта с людьми и поведения в целом.

   Поскольку аутизм-это главным образом нарушение развития, то его проявления могут существенно меняться в зависимости от возраста, характера обучения и собственного опыта ребенка.

   Специалисты нашего центра являются сертифицированными АВА-терапистами и успешно работают с детьми, имеющими особенности развития
(расстройства аутистического спектра, умственная отсталость, нарушения речевого поведения, общие нарушения поведения).

   Методики Прикладного анализа поведения (АВА) - самый эффективный подход для развития навыков у детей с аутизмом и другими расстройствами. Применение данного подхода в раннем возрасте может способствовать развитию навыков речи, коммуникации, социального взаимодействия, навыков игры и самопомощи, и, в итоге, привести ребенка с аутистическим спектром развития к включению в коллектив нормативно-развивающихся сверстников.

   В рамках VB-MAPP программы АВА-специалисты нашего центра осуществляют комплексную оценку навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития, а также построение индивидуального плана вмешательства. Это позволяет выстроить коррекционный процесс последовательно и эффективно для любого ребенка даже с самой сложной степенью нарушения.

Что такое VB-MAPP?

   Основной целью оценки является определение базового уровня навыков ребенка по сравнению с типично развивающимися сверстниками. Результаты оценки должны обеспечить информационную базу для выбора целей индивидуальной программы обучения (ИПО) и программы обучения речи. Оценка должна дать основные направления в отношении следующего:

    какие навыки должны стать основной точкой вмешательства;
    с какого уровня развития навыков должна начинаться работа;
    какие преграды обучения и освоения речи требуют особенного внимания (негибкое поведение, эхолалия, трудности в обобщении);
    какой из вспомогательных способов коммуникации может оказаться предпочтительней, если в нем есть необходимость;
    какие специфические обучающие стратегии могут быть наиболее эффективными для ребенка (например метод обучения отдельными блоками, случайное обучение);
    какой тип обучающей среды сможет наилучшим образом удовлетворить потребности ребенка (к примеру, домашнее обучение, обучение
в классе один на один, в малой группе или инклюзия).

   VB-MAPP состоит из пяти компонентов. Первый из них – «Оценка вех развития» - предназначена для оценки текущего уровня речевых и связанных с речью навыков ребенка. Эта оценка содержит 170 поддающихся измерению учебных и речевых вех развития, которые условно распределены по трем возрастным уровням (0-18 месяцев, 18-30 месяцев, 30-48 месяцев). Оцениваемые навыки включают: манд, такт, эхо, интравербальные навыки, навыки слушателя, моторную имитацию, самостоятельную игру, социальные навыки и социальную игру, визуальное восприятие и сопоставление с образцом, лингвистическую структуру речи, навыки поведения в группе и в классе, начальные академические навыки. А также субтест по ранней оценке звукоподражания (эхо-навыков).

   Вторым компонентом VB-MAPP является «Оценка преград для обучения», которая позволяет определить, с какими именно из 24 наиболее распространенных сложностей, препятствующих обучению и усвоению языка, столкнулся ребенок. В числе проблем рассматриваются:

    проблематичное поведение;
    сложности установления руководящего контроля;
    недостаточность навыков просьбы (манд), наименования (такт), звукоподражания (эхо-навыков) и моторного подражания (имитации), визуального восприятия и сопоставления с образцом, навыков слушателя, интравербальных навыков, социальных навыков;
    сформировавшаяся в процессе обучения зависимость от подсказок
или привычка к угадыванию;

    затруднения с восприятием комплекта предметов (сложности сканирования);
    нарушения обусловленного различения;
    сложности обобщения навыков;
    низкая мотивация или ослабление существующей мотивации требованиями;
    зависимость от поощрений;
    аутостимуляции, обсессивно-компульсивное поведение,
гиперактивное поведение;

    нарушения артикуляции, затрудняющие понимание речи ребенка;
    нарушения зрительного контакта;
    сенсорные защиты.

   Третий компонент VB-MAPP – это «Оценка переходов», которая содержит 18 областей тестирования и помогает определить, готов ли ребенок к обучению в более естественной образовательной среде. Данные этого раздела позволяют специалистам принимать решения и устанавливать приоритеты для разработки индивидуальной программы обучения ребенка, которые поддаются измерению, учитывая образовательные потребности ребенка.

   Четвертым компонентом VB-MAPP является «Анализ заданий и мониторинг приобретенных навыков», который содержит широкий спектр вспомогательных навыков (около 900), играющих важную роль в том, чтобы приблизить уровень развития навыков ребенка к уровню развития возрастной нормы. Этот раздел обеспечивает родителей и специалистов разнообразными видами деятельности для того, чтобы способствовать обобщению, поддержанию, спонтанному использованию, сохранению и функциональному применению навыков в различных образовательных и социальных контекстах.

   Пятым и последним компонентом являются «Рекомендации по построению индивидуальной программы обучения», которые соотносятся с четырьмя описанными выше оценками. Руководство представляет конкретные направления для каждой из 170 ключевых вех развития, а также предложения относительно целей индивидуальной программы обучения. Рекомендации помогут составителю программы сбалансировать программу вмешательства и обеспечит включение в нее всех необходимых элементов.





Запишитесь на прием:

Мы в соц сетях:


English version